понедельник, 7 февраля 2022 г.

СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА

 

СОВРЕМЕННАЯ  КРИТИКА

О творчестве Ю.П.Кузнецова размышляет Кузнецова Любовь Алексеевна, член Союза кинематографистов РФ.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА. ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА»

 

                Вселенная существует во мне неотделимо.

                Как в шаровом зеркале,

                весь мир

                во мне отображен.

                Р.Л.Бартини  "Цепь"

 

О себе Юрий Поликарпович Кузнецов сказал так: «Свои первые стихи написал в девять лет. И долго писал просто так, не задумываясь, что это такое, и не заметил, когда стихи  стали для меня  всем: и матерью, и отцом, и родиной, и войной, и другом, и подругой, и светом, и тьмой».  

 

Поэтическая манера  этого автора ярко самобытна.  Необычная символика, богатство ассоциаций, масштабность  смыслового ряда, энергичный «жест»  - вот лишь некоторые приметы его стихотворной  манеры.  Вокруг творчества  этого поэта шли  подчас предельно острые споры,  но в этом нет ничего удивительного. Из истории литературы хорошо известно, что споры вызывала поначалу работа  многих,   в том числе и самых «бесспорных», на нынешний взгляд авторов.

 

Поэзия  Ю.П.Кузнецова  трудна для восприятия,  и не столько из-за особой сложности ее художественного языка, но в силу того, что поэт ставит перед собой исключительно масштабные цели.   Как сказал о Юрии Кузнецове поэт Владимир Скиф:

 

Твоему закаленному духу,

Чуть живая, внимает страна.

Твоему абсолютному слуху

Боль грядущего века слышна.

 

Читателю, впервые знакомящемуся с творчеством  Юрия  Кузнецова, сразу заметно  стремление этого автора видеть и воплощать мир во всей беспредельности его пространства и  времени.  Поэт говорит:«Во всех мирах мы живы, но о том забыли, как о веке золотом».

Юрия Кузнецова называли гением метафоры, но он сказал  так: «Я недолго увлекался метафорой и круто повернул к многозначному символу.               С помощью символов стал строить свою « поэтическую Вселенную».

Поэзия Юрия Кузнецова  требует от читателя особенного духовного напряжения. Я бы сказала даже так, что когда человек находится, в силу каких-то причин,  в жизненных обстоятельствах  весьма напряженных,   тогда он лучше всего и способен понять стихи этого поэта.  Тогда лучше слышна та внутренняя грандиозная музыка   его стихов.Вот начало одного их них.

Когда все на свете тебе надоест,

Неведомый гул нарастает окрест  -

То сила земная.

Деревья трясутся, и меркнет луна,

И раму выносит крестом из окна,

Поля осеняя.

 

Земли не касаясь, с звездой наравне

Проносится всадник на белом коне,

А слева и справа

Погибшие рати несутся за ним,

И вороны-волки, и клочья, и дым  -

Вся вечная слава.

 

Одно из самых известных  ранних стихотворений поэта  называется «Атомная  сказка»:

 

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад.

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

И пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы,

И попал он к лягушке, в болото,

За три моря от отчей избы.

«Пригодится на правое дело»,-

Положил он лягушку в платок,

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

 

Поэт стремится прозреть всю драматическую коллизию «природа и человек», и отчетливо видна  в творчестве поэта коллизия «история и человек».

 

Жизнь и смерть поменялись местами,

Песня та же, погудка нова.

Заколочено небо досками,

На две трети деревня мертва.

Словно вакуум высосал дебри,

Триста верст от Москвы  - глухомань.

Русский гений не снится деревне.

Городская мерещится дрянь.

Диковатые серые лица

В огородах мелькают порой.

 Пыль как будто сама шевелится,

Мглится бездна под каждой пятой.

 

Вот стихотворение, в котором звучит напоминание, упрёк человеку и надежда.

 

Не поминай про Стеньку Разина

И про Емельку Пугача,

На то дороженька заказана

И не поставлена свеча.

Была погодушка недоброю:

Ты наломал немало дров

И намахался ты оглоблею

Посереди родных дворов.

Дворов уж нет – одни растения,

Как будто ты в краю чужом

Живешь и мерзость запустения

Разит невиданным козлом.

Куда ты дел мотор, орясина?

Аль снес за четверть первача,

И все поешь про Стеньку Разина

И про Емельку Пугача?

Молчи, душа ты окаянная,

Чтобы когда-нибудь потом

Свеча горела поминальная

Во граде Китеже святом.

 

Коренное свойство поэзии  Кузнецова – это ее тяготение к эпическому содержанию. И  главной целью является для него воплощение не своего личного голоса, но голосов истории,  народа и  мирового бытия.  Он осознает себя только как исполнителя некой высшей воли. Так же ощущали себя и  другие поэты, о которых мы говорили в прошлых передачах.  Творчество осознается ими не как субъективное достижение некой исключительной личности, но как выпавший им на долю дар «записывать» высшие слова, - дар тяжкий и порой мучительный.

 

Бывает у русского в жизни

Такая минута, когда

Раздумье его об отчизне

Сияет в душе, как звезда.

 

Ну как мне тогда не заплакать

На каждый зеленый листок!

Душа, ты рванешься на запад,

А сердце пойдет на восток.

 

Родные черты узнавая,

Иду от кремлевской стены

К потемкам ливонского края,

К туманам охотской волны.

 

Прошу у отчизны не хлеба,

А воли и ясного неба.

Идти мне железным путем

И знать, что случится потом.

Лирика поэта  необыкновенно сильна и требует от читателя умения вчитываться  в стихи, так же как симфоническая музыка требует умения вслушиваться.

 Я в жизни только раз сказал «люблю»,

Сломив гордыню темную свою.

Молчи, молчи… Я повторяю снова

Тебе одной неведомое слово:

Люблю, люблю!..

Моя душа так рада

На этом свете снова видеть свет,

Ей так легко, ей ничего не надо,

Ей все равно  -  ты любишь или нет.

 ***   

Поманила молодость и скрылась.

Ночь прозрачна, дума тяжела.

И звезда на запад покатилась,

Даль через дорогу перешла.

 

Не шумите,  редкие деревья,

Ни на этом свете, ни на том.

Не горите млечные  кочевья

И мосты между добром и злом.

 

Через дом прошла разрыв-дорога,

Купол неба треснул до земли.

На распутье я не вижу бога.

Славу или пыль метет вдали?

 

Что хочу от сущего пространства?

Что стою среди его стремнин?

Все равно на свете не остаться.

Я пришел и ухожу один.

 

Прошумели редкие деревья

И на этом свете и на том.

Догорели млечные кочевья

И мосты - между добром и злом.

 ***     

То не лето красное горит,

Не осенний пламень полыхает –

То любовь со мною говорит,

И душа любви благоухает.

 

Пролетают где-то стороной

Городские грохоты и шумы.

И стоят в окне передо мной

Все мои желания и думы.

 

Все они певучи и легки,

Все они цветны и ароматны,

Все они отсюда далеки,

Все передо мной – и невозвратны.

 

Я уже не знаю, сколько лет

Жизнь моя другую вспоминает.

За окном потусторонний свет

Говорит о том, что смерти нет.

Все живут, никто не умирает.

 ***     

Закрой себя руками: ненавижу!

Вот бог, а вот Россия. Уходи!

Три дня прошло. Я ничего не слышу

И ничего не вижу впереди.

 

Зачем? Кого пытался удержать?

Как будто душу прищемило дверью.

Прислала почту – ничему не верю!

Собакам брошу письма  - растерзать!

 

Я кину дом и молодость сгублю,

Пойду один по родине шататься,

Я вырву губы, чтоб всю жизнь смеяться

Над тем, что говорил тебе: люблю.

 

Три дня, три года, тридцать лет судьбы

Когда-нибудь сотрут чужое имя.

Дыханий наших встретятся клубы –

И молния ударит между ними!

 

Стихотворные   поэмы    Юрия Кузнецова очень необычны. Это и раблезианский гротеск «Похождения Чистякова»,  и поэма о  Великой Отечественной войне  «Сталинградская хроника. Оборона»,   это поэмы «Дом»,  «Змеи на маяке», «Седьмой» и другие.

 

Как пишет  Вадим Кожинов: «В поэзии Юрия Кузнецова речь идет не об отдельной человеческой жизни (хотя она и может предстать на поверхности образа), но о бытие целого народа или даже человечества. Речь идет не о сегодняшнем дне, а о целостности эпохи или даже всего времени».     

 Сажусь на коня вороного –

Проносится тысяча лет.

Копыт не догонят подковы,

Луна не настигнет рассвет.

 

Сокрыты святые обеты

Земным и небесным холмом.

Но рваное знамя победы

Я вынес на теле моем.

 

Я вынес пути и печали,

Чтоб поздние дети могли

Латать им великие дали

И дыры российской земли.

 

Друг поэта литературный критик Вадим Кожинов отмечает такую особенность: «Чуть ли не в каждой полемической статье выражается недовольство, что Юрий Кузнецов пишет-де  не так, как писал Пушкин  или Тютчев, или Гоголь, или Лермонтов.  Тем самым критики – скорее всего, бессознательно – высказывают свое ощущение масштаба деятельности поэта. И едва ли можно сомневаться в том, что такой масштаб нельзя обрести на ложной, боковой дороге.  Юрий Кузнецов идет, конечно, по стержневому пути отечественной поэзии, творя ее современную историю».

Комментариев нет:

Отправить комментарий