вторник, 18 января 2022 г.


ПОЭЗИЯ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА

Стихи из третьего поэтического сборника Ю.П.Кузнецова «Край света –за первым углом. Стихи и поэмы.»

В  третий сборник  поэта ,«Край света –за первым углом» ,вошли стихи и поэмы, в которых своеобразно преломлен духовный опыт послевоенного поколения. Тематика его широка: мир и война, родина и семья, любовь и товарищество.

         Для стихов характерны многозначность образа, емкость слова, энергичный жест.

 ********************

Орлиное перо, упавшее с небес,

Однажды мне вручил прохожий или бес.

 

- Пиши!-он так сказал и подмигнул хитро.-

Да озарит тебя орлиное перо.

 

Отмеченный случайной высотой,

Мой дух восстал над общей суетой…

 

Но горный лед мне сердце тяжелит.

Душа мятется, а рука парит.

*******************

Бывает у русского в жизни

Такая минута, когда

Раздумье его об отчизне

Сияет в душе, как звезда.

 

Ну как мне тогда не заплакать

На каждый зеленый листок!

Душа, ты рванешься на запад,

А сердце пойдет на восток.

 

Родные черты узнавая,

Иду от Кремлевской стены

К потемкам ливонского края,

К туманам охотской волны.

 

Прошу у отчизны не хлеба,

А воли и ясного неба.

Идти мне железным путем,

И зреть, что случится потом.

 

Возвращение

Шел отец, шел отец невредим

Через минное поле,

Превратился в клубящийся дым-

Ни могилы, ни боли.

 

Мама, мама, война не вернет…

Не гляди на дорогу.

Столб крутящейся пыли идет

Через поле к порогу.

 

Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука –

Фронтовые.

 

Всякий раз, когда мать его ждет,-

Через поле и пашню

Столб крутящейся пыли бредет,

Одинокий и страшный.

Гимнастерка

Солдат оставил тишине

Жену и малого ребенка,

И отличился на войне…

Как известила похоронка.

 

Зачем напрасные слова

И утешение пустое?

Она вдова, она вдова…

Отдайте женщине земное!

 

И командиры на войне

Такие письма получали:

«Хоть что-нибудь верните мне…»

И гимнастерку ей прислали.

 

Она вдыхала дым живой,

К угрюмым складкам прижималась,

Она опять была женой.

Как часто это повторялось!

 

Годами снился этот дым,

Она дышала этим дымом-

И ядовитым, и родным,

Уже почти неуловимым.

 

Хозяйка юная вошла.

Пока старуха вспоминала,

Углы от пыли обмела

И –гимнастерку постирала.

******************************

Над  родиной встанет солнце,

Над морем встанет скала,

Над женщиной встанет крыша,

А над мужчиной – звезда.

 

Ворон взлетит над прахом,

А над чужбиной – дым.

И вырвет дубы с корнями

Над именем русским моим.

**************************

 Его повесили враги

На уцелевшей ветви.

И память стерли как могли,

Что был такой на свете.

 

Не знали люди ничего.

Но лист кружился рядом

И говорил:

             - Я знал его,

Он был мне сводным братом.

***************************

Что на могиле мне твоей сказать?

Что не имел ты права умирать?

 

Оставил нас одних на целом свете.

Взгляни на мать – она сплошной рубец.

Такая рана видит даже ветер!

На эту боль нет старости, отец.

 

На вдовьем ложе памятью скорбя,

Она детей просила у тебя.

 

Подобно вспышкам на далеких тучах,

Дарила миру призраков летучих –

Сестер и братьев, выросших в мозгу…

Кому об этом рассказать смогу?

 

Мне у могилы не просить участья,

Чего мне ждать?

                             Летит за годом год,

-Отец! –кричу. –Ты не принес нам счастья!..-

Мать в ужасе мне закрывает рот.

*********************************

 Вчера я ходил по земле, а сегодня

Хоть бейте мячом – мое место свободно.

 

А в мире. Я слышал, становится тесно…

Займите, займите – свободное место!

 

Займите – и станете вечно скитаться,

И вам никогда пересечь не удастся

 

Пустыню, в которой блуждал я до срока;

Узнайте, как было до вас мне далеко!

*******************************

 Слезы вечерние, слезы глубокие…

Больно, о, больно смотреть!

Что-то такое в вас есть одинокое.

Взял да забросил я сеть.

 

Но тяжело ее было вытаскивать,

Видно, что чем-то полна.

Вытащил рыбку и стал ее спрашивать,

Только немая она.

**********************************

Атомная сказка.

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

 

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

 

- Пригодится на правое дело!-

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

 

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

*****************************

Завижу  ли облако в небе высоком,

Примечу ли дерево в поле широком,-

Одно уплывает, одно засыхает…

А ветер гудит и тоску нагоняет.

 

Что вечного нету – что чистого нету.

Пошел я шататься по белому свету.

Но русскому сердцу везде одиноко…

И поле широко, и небо высоко.

******************************

Тридцать лет.

Где ты, мальчик насмешливый, властный?

Вижу светлый твой облик во мгле.

Десять лет ожиданий и странствий

Миновало на этой земле.

 

Ты твердил:

                     «К тридцати успокоюсь,

К тридцати невозможным своим –

Застрелюсь или брошусь под поезд…»

Ты хотел умереть молодым!

 

Вспомнил, вспомнил я эти заветы,

К роковым тридцати подойдя…

Отказали твои пистолеты,

Опоздали твои поезда.

 

Завещаний мальчишеских иго

Я свободе решил предпочесть.

Не написана лучшая книга,

Но небесные замыслы есть.

 

Не кори меня, мальчик, не сетуй…

Ничего, на другие года

Сохраню я твои пистолеты,

Подожду я твои поезда.

*******************************

ПЧЕЛА

Сухой камыш и мертвый блеск воды,

Пусты туманно-сизые сады.

 

Пойдут дожди, а там и снег встречай…

Но солнце улыбнулось невзначай.

 

И под дыханьем позднего тепла

Обманутая вишня зацвела.

 

Белым –бела!

Но люди в том краю

Угрюмо верили календарю.

 

И отводили беглые глаза,

Чтоб не будить в душе, чего нельзя.

 

Но тонкий запах в воздухе сухом

Пчеле навеял небывалый сон.

 

Я видел вишню – и пока цвела,

Над ней летала сонная пчела.

*****************************

Когда песками засыпает

Деревья и обломки плит,-

Прости, природа забывает,

Она не знает, что творит.

 

На полпути почуяв пропасть

И дорожа последним днем,

Прости грядущего жестокость:

Оно придет, а мы умрем…

 ***********************************

Кого ты ждешь?..За окнами темно.

Любить случайно женщине дано.

Ты первому, кто в дом войдет к тебе,

Принадлежать решила, как судьбе.

 

Который день душа ждала ответа.

Но дверь открылась от порыва ветра.

 

Ты женщина – а это ветер вольности…

Рассеянный в печали и любви,

Одной рукой он гладил твои волосы,

Другой – топил на море корабли.

***********************************

Звякнет лодка оборванной цепью,

Вспыхнет яблоко в тихом саду,

Вздрогнет сон мой, как старая цапля

В нелюдимо застывшем пруду.

 

Сколько можно молчать! Может, хватит?

Я хотел бы туда повернуть,

Где стоит твоё белое платье,

Как вода по высокую грудь.

 

Я хвачусь среди замершей ночи

Старой дружбы, сознанья и сил,

И любви, раздувающей ноздри,

У которой бессмертья просил.

 

С ненавидящей, тяжкой любовью

Я гляжу, обернувшись назад.

Защищаешься слабой ладонью:

— Не целуй. Мои губы болят.

 

Что ж, прощай! Мы в толпе затерялись.

Снилось мне, только сны не сбылись.

Телефоны мои надорвались,

Почтальоны вчистую спились.

 

Я вчера пил весь день за здоровье,

За румяные щёки любви.

На кого опустились в дороге

Перелётные руки твои?

 

Что за жизнь — не пойму и не знаю.

И гадаю, что будет потом.

Где ты, господи!.. Я погибаю

Над ее пожелтевшим письмом.

****************************************

Спор держу ли в родимом краю,

С верной женщиной жизнь вспоминаю

Или думаю думу свою ,–

Слышу свист, а откуда – не знаю.

 

Соловей ли разбойник свистит,

Щель меж звёзд иль продрогший бродяга?

На столе у меня шелестит,

Поднимается дыбом бумага.

 

Одинокий в столетье родном,

Я зову в собеседники время.

Свист свистит всё сильней за окном –

Вот уж буря ломает деревья.

 

И с тех пор я не помню себя:

Это он, это дух с небосклона!

Ночью вытащил я изо лба

Золотую стрелу  Аполлона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий